ГАЗ-АА/ММ – самый распространенный грузовой автомобиль Великой Отечественной войны. Относится к малому классу грузовиков, современный аналог этого типа – ГАЗель.
Машина ведет свою историю с 20-х годов XX века. Изначально это лицензионная копия американского автомобиля Форд-АА, немного модернизированная согласно отечественным требованиям. Выпуск автомобилей этой серии начался в СССР в 1930 году в Нижнем Новгороде методом отверточной сборки из готовых машинокомплектов.
Первые партии ничем не отличались от оригинальной модели, имели шильдик Форда, затем производство постепенно переводилось на отечественную комплектацию. По договору с США было закуплено 72 тыс. машинокомплектов, оборудовано два автосборочных завода в Нижнем Новгороде и Москве (КИМ) и началось строительство полноценного завода-гиганта. В 1932 году завод вступил в строй, к этому времени исходная модель была доведена и из коммерческого «большого пикапа» превратилась в универсальный малотоннажник. Модель, запущенная в производство сначала называлась НАЗ-АА, а после переименования Нижнего Новгорода в Горький – ГАЗ-АА.
Первые партии сильно отличались по качеству и отделке из-за проблем со смежниками – часть кабин выполнялась не из металла, а из дерева и прессованного картона, затем нормой стал классический вариант с цельной кабиной, дерматиновой крышей и округлыми крыльями.
В годы войны конструкцию из-за дефицита материалов и ради максимального количества предельно упростили – прямоугольные крылья из кровельной жести, деревянные или брезентовые двери, часто одна фара, отсутствовал бампер, упрощался кузов, на задний мост ставились односкатные колеса. Отсутствовали глушитель и передние тормоза – словом оставляли только то, без чего машина просто не могла ехать.
Уже в довоенные годы полуторка стала самым распространённым грузовиком страны, но не только количественные показатели делают её главным автомобилем Победы – помимо непосредственного предназначения шасси использовалось для установки различного вооружения, радиостанций, прожекторов и многого другого. Автобусы на её базе были санитарными и штабными. Кроме того, очень важным была всеядность мотора, который работал буквально на всём. Низкая степень сжатия (4,2) позволяла в жару использовать не только низкооктановые сорта бензина, но и горючие вещества, изначально для ДВС не предназначенные – например, керосин или спирт. Но и этим дело не ограничивалось: завод выпускал газогенераторную версию (ГАЗ-42), работавшую в прямом смысле на дровах – и подобные установки механики иногда делали сами, были случаи использования как топлива… водорода из аэростатов!
С 1932 года и до начала войны ГАЗ, завод имени КИМ и автосборочный завод в Ростове-на-Дону в общей сложности выпустили более 800 тысяч полуторок моделей «АА» и «ММ». В годы войны Горьковский автозавод собрал 102 300 грузовиков.
История экземпляра, установленного на территории войсковой части, абсолютно заслуженно позволила водрузить его на постамент. Грузовичок выделяется в ряду своих собратьев. Командование части обнаружило его в соседней Воронежской области. Вплоть до конца 80-х этот автомобиль не просто сохранялся, а время от времени использовался как развозной транспорт. Полуторка успешно прошла всю войну, за это время много раз повреждалась и восстанавливалась, лишившись большего числа «родных» деталей. Затем машину списали, но постоянный водитель выпросил разрешение оставить её у себя. Так ГАЗ и оказался в Воронеже. Здесь ветеран подарил боевому товарищу новую мирную жизнь, бережно ухаживая и ремонтируя железного коня. В Белгород ГАЗ пришел своим ходом, в части его немного «обездвижили» и с помощью автокрана установили на постамент.